Крымская Служба Бронирования ИНТЕРБРОНЬ осуществляет бронирование номеров в пансионатах и гостиницах по ИХ ценам без накруток и помогает разместиться в частном секторе Крыма
 Главная  |  КОНТАКТЫ | Пансионаты Крыма  | РЕЙТИНГ | Гостиницы Крыма | Частный сектор Крыма | Гарантии | Правила бронирования | Как делать предоплату | FAQ
 Телефоны  |  Билеты  | Карта Крыма | Погода в Крыму  | Расстояния  | Прокат авто | Товары | Мировое время | Владельцам жилья | Турфирмам | Отзывы | О нас
 
Крым-навигатор:

Можете зафоллловить нас и быть в курсе наших последних новостей
Ж/д билеты:RailwayTicket.ru

Мы принимаем

Предоплата по бронированию с карт Visa и MasterCard осуществляются через сервис ПриватБанка LiqPay

www.webmoney.ru


Правовое основание для работы

наш сайт в Яндекс-Каталоге
























.

Филокартия

(«Спутник краеведа» 1978 г.в.)

         Существует неисчислимая армия любознательных людей, которые посвящают свое свободное время коллекционированию марок, монет, открыток и других интересных вещей. Для них на всю жизнь решена проблема досуга.
         На первый взгляд коллекционирование может показаться занятием несерьезным. Но — лишь на первый взгляд. Ознакомившись с главой «В помощь науке», читатель сможет убедиться, что коллекционирование тысячами нитей (порой — для непосвященного — невидимых) связано с различными сферами человеческой деятельности, с наукой, искусством.
         Этот раздел посвящен одному из видов коллекционирования — филокартии, т. е. собиранию почтовых карточек (открыток), как правило, иллюстрированных.
         Филокартия зародилась в конце XIX в., когда начался массовый выпуск иллюстрированных открыток, ставших одним из наиболее доступных средств знакомства с природой, бытом, культурой народов мира. Велика роль открытки в популяризации произведений изобразительного искусства. Открытки, на которых изображены современные их выпуску географические, исторические, архитектурные и другие объекты и памятники материальной культуры, со временем приобретают ценность документальных источников. Это и сближает филокартию со вспомогательными историческими дисциплинами.
         Собирание открыток не требует больших материальных затрат и доступно любому человеку независимо от возраста, места жительства, рода занятий. Открытки могут удовлетворить самые разнообразные запросы и вкусы. Художественные, например, знакомят с различными жанрами изобразительного искусства, портретом, пейзажем, натюрмортом, бытовой и исторической живописью и ее разновидностью — живописью батальной; с монументальной живописью (фреска, мозаика); различными видами декоративно-прикладного искусства и, а какой-то мере, с рабочим материалом художника (акварель, гуашь, масло, темпера).
         А сколько знаний может дать человеку простая открытка! Филокартист часто обращается к справочникам, путеводителям, географическим картам, энциклопедиям, что дает возможность познакомиться с жизнью и деятельностью художников, проникнуть в их творческую лабораторию, научиться читать картины различных жанров, разбираться в школах и направлениях в искусстве. В силу своей любознательности коллекционер непременно заинтересуется событиями или судьбами людей, которые изображены на открытке, постарается выяснить, когда и почему они вдохновили художника. Иногда филокартисту удается проследить удивительную, порой трагическую жизнь картины.
         В нашей стране иллюстрированные почтовые карточки выпускают издательства «Советский художник», «Изобразительное искусство», «Планета», «Аврора», «Правда», «Советская Россия», «Мистецтво» и другие. До революции изданием открыток занимались частные лица и различные общества, например, Петербургский попечительный комитет о сестрах Красного Креста — Община св. Евгении. За 20 лет Общиной было выпущено 6400, а издательством «Ришар» в Петербурге — более 1500 наименований. Из других петербургских издательств, выпускавших открытки в дооктябрьский период, следует назвать издательство Русского музея, издательства А. Маковского и А. Лажечникова. Несколько интересных серий открыток (документальную — по этнографии Украины, репродукции картин украинских художников и другие) выпустило киевское издательство «Рассвет». Как видим, собрать и учесть образцы всех открыток, выпущенных и выпускаемых в нашей стране, под силу только государственным библиотекам и хранилищам, куда поступают обязательные экземпляры.
         Опыт убеждает, что накапливать все подряд не имеет смысла, да и невозможно. Правда, есть коллекционеры необычайного трудолюбия и способностей: например, ленинградец Н. С. Тагрин, собравший более 500 тыс. открыток, на каждую из которых составил подробную каталожную карточку. Или Лидия Борисовна Федосеенко. Более сорока лет занималась она филокартией и составила альбом с кратким очерком о замечательном художнике-портретисте Иване Кузьмиче Макарове. Альбом выпущен Мордовским книжным издательством.
         У начинающего филокартиста всегда возникает вопрос: «Что и как собирать?». Советуем начать с создания тематической коллекции. Стандартный, сравнительно небольшой размер открыток позволяет хранить на малой площади по нескольку тысяч экземпляров. Но ценность коллекции определяется не количеством наименований, а творческим подходом к теме, глубиной и оригинальностью ее раскрытия.
         Большой интерес представляют темы общественного звучания. Коллекции открыток политического, историко-революционного содержания раскрывают возможности филокартии как средства пропаганды идей марксизма-ленинизма, способствуют формированию коммунистического мировоззрения. Многие филокартисты с увлечением собирают открытки на тему «История изобразительного искусства», в которой можно выделить ряд подтем: «Народ в русской живописи XIX века», «Атеистические мотивы в творчестве русских художников», «Пейзажная живопись» и другие. Предметом коллекционирования являются и открытки, посвященные изобразительному искусству народов СССР.
         Начинающим филокартистам в первую очередь можно рекомендовать систематизацию материала по таким разделам: «Природа и природные богатства республики (области)», «История моей республики (области)», «Областные и районные центры», «Виды отдельных населенных пунктов», «Развитие городов» и другие.
         Интересно сопоставить видовые открытки, изданные до и после революции, в последние годы. Например, в Симферополе уже не существует многих площадей, улиц, памятников, зданий, но о том, какими они были, можно судить по открыткам.
         Невелик городской сад Симферополя, но как много произошло в нем событий, как неузнаваемо менялся облик этого уголка нынешнего областного центра! Вот что об этом могут рассказать открытки. До революции стоял здесь как символ самодержавной власти памятник Екатерине II. 18 октября 1905 г. царские жандармы учинили в городском саду расправу над трудящимися, собравшимися на митинг. Было убито 63 и ранено более 100 человек. В память об этих трагических событиях, в честь борцов за народное дело в 1923—1924 гг. на месте ненавистной скульптуры Екатерины II горожане установили сделанный из глины, недолговечный, но прекрасный в архитектурном отношении «Памятник Свободы». В 1937 г. здесь по проекту скульптора М. Г. Манизера был воздвигнут памятник В. И. Ленину.
         Видовые открытки прежних лет представляют собой ценные исторические фотодокументы, помогающие путем сравнения былого с нынешним по достоинству оценить наши успехи. Далеко не все жители областного центра знают, что на месте феодосийского был старый, с малой пропускной способностью мост, а Центральный универмаг выстроен там, где стоял разрушенный во время войны Пассаж Анджело — оригинальной архитектуры гостиница с торговыми рядами. Совсем по-другому выглядел симферопольский железнодорожный вокзал: по сравнению с нынешним он был ничтожно мал. Неузнаваемо изменилось место, где сейчас находится строгая и торжественная площадь Ленина с монументальным памятником вождю, окруженная зданиями современной архитектуры.
         Для филокартиста представляют интерес издательские знаки на открытках: буквенные — они означают инициалы издательства; сюжетные, символические — в них раскрываются его профиль; смешанные, в которых инициалы соединены с сюжетным изображением. Издательские знаки есть и на открытках, выпущенных владельцами писчебумажных магазинов. В Симферополе на улице Пушкина, где сейчас магазин «Лакомка», с 1903 по 1920 г. находился писчебумажный магазин художника И. П. Руденкова. Владелец магазина организовывал выставки и продажу картин, антикварных книг, художественных и видовых открыток, издававшихся в Петербурге, Стокгольме, Париже. Выставки устраивались не только в магазине, но и в помещении театра (ныне театр им. Горького). Кроме Руденкова, в Симферополе открытки издавали и продавали Сокорнов, Рихтер, Ми-роников, в Ялте — Волкова, Николич, Коган, Семенов, в Алупке — Девчинский. Печаталась их продукция, как правило, за пределами Крыма: в Лейпциге, Нюрнберге, Риме, Стокгольме. Открытки с видами Ялты, Севастополя, Балаклавы, Гурзуфа, Алупки издавал попечительный комитет о сестрах Красного Креста в Петербурге.
         Интересную серию открыток издавало Ялтинское общество садоводов. В предреволюционные годы это общество выпустило 12 открыток, изображающих фауну Крыма. Красочно оформленные открытки, выполненные художником М. А. Алисовым, представляют несомненный познавательный и эстетический интерес.
         Одним из первых изобразил Крым в живописи английский художник Хетфилд: в 1787 г. он принял участие в путешествии Екатерины II в «полуденный край». Крымские работы (акварели) Хетфилда хранятся в Эрмитаже в отделе рисунков. В 20-х годах XIX в. генерал-губернатор Новороссии М. С. Воронцов пригласил в Крым многих художников: Маурера, Вольера, Гросса, Никанора Чернецова, Бигати, Свиньина, Кюгельхена и других. Они оставили Воронцову альбомы рисунков и акварелей, на которых изображены южнобережные владения Воронцова и другие красивейшие места Крыма. Тщеславный губернатор издан альбом литографий с видами Крыма в Одессе в типографии В. Кленова. Но такого рода роскошные издания были дороги и недоступны простой публике. Замечательное собрание гравюр с видами Крыма 20—30-х годов Х!Х в., принадлежавших Воронцову, находится сейчас в Эрмитаже и Русском музее.
         Одним из первых русских художников, в творчестве которых запечатлен Крым, был уже упомянутый нами Н. Г. Чернецов В Русском музее хранится около 300 листоа его акварелей, изображающих Кавказ и Крым, причем крымских сюжетов половина. У автора этого очерка есть открытка, посвященная памяти А. С. Пушкина. Она представляет собой репродукцию с картины «Пушкин в Бахчисарайском дворце», написанной в 1837 г. (подлинник картины — во Всесоюзном музее Пушкина в Ленинграде). Интерьер дворика выполнен Н. Г. Чернецовым по акварельному эскизу, сделанному в Крыму, фигуру Пушкина написал брат художника — Г. Г. Чернецов. В том же 1837 г. рисовал Крым известный поэт В. А. Жуковский. Эрмитаж располагает собранием из 80 его рисунков, выполненных тушью. До Н. Г. Чернецова писал виды Крыма русский художник Михаил Иванов, служивший в штабе Потемкина. Его работы, выполненные акварелью, были воспроизведены на открытках. Экзотика Южного берега Крыма с его пышной растительностью, синим морем, причудливыми горами и скалами всегда привлекала поэтов, писателей, художников. Одни приезжали сюда отдыхать, другие — лечиться.
         В 1871 г. судьба забросила в Ялту художника Ф. А. Васильева, тяжелобольного, без средств. Здесь, на курорте, художник больше работал, чем лечился. В тесной мастерской создавались полотна, которые сейчас украшают лучшие картинные галереи нашей страны. Многие произведения Ф. А. Васильева «Вечер в Крыму», «Крымский пейзаж», «Зима в Крыму», «На берегу моря» и другие благодаря открыткам стали достоянием тысяч людей.
         Вполне объясним, естествен тот факт, чтс и сама крымская земля дала миру многих известных живописцев. Не говоря уже о выдающемся художнике-маринисте И. К. Айзазовском, изображению родного края посвятили свои полотна многие крымчане: К. Ф. Богаевский, М. П. Латри, Л. Ф. Лагорио, Г. О. Калмыков, Н. П. Химон и другие. Пожалуй, нет ни одного уголка Крыма, где бы не побывал и которому бы не посвятил своих полотен художник Г. О. Калмыков. С особой любовью он писал восточный Крым, места, где родился и вырос, Керчь, Феодосию и их окрестности. Сейчас места эти неузнаваемо изменились, но картины художника, открытки с их репродукциями дают представление о том, какими были они раньше.
         В 1899 г. широко отмечалось 100-летие со дня рождения А. С. Пушкина. Этому событию Г. О. Калмыков посвятил две картины — «Пушкин на берегу Азовского моря», «Поэт А. С. Пушкин и Раевская на Южном берегу Крыма», которые впоследствии были воспроизведены на открытках. Издательство «Ришар» выпустило в свет около 30 открыток с репродукциями произведений Г. О. Калмыкова, изображающих Крым.
         Воспеванию природы восточного Крыма посвятил свое творчество и другой коренной крымчанин — художник К. Ф. Бога-евский, признанный мастер исторического пейзажа. Большая серия открыток с его пейзажами — ее выпустило издательство «Всекохудожник» — появляется в 30-х годах.
         Много пейзажей Крыма, ообенно Южного берега, создал Э. Я. Магдесиан. Его картины довольно часто публиковались в популярном иллюстрированном журнале «Нива». Издательство «Грандберг» выпускало открытки с репродукциями картин Э. Я Магдесиана.
         Тесно связаны с Крымом жизнь и творчество известного советского художника академика Н. С. Самокиша. Основная тема его полотен — борьба Красной Армии за освобождение. Крыма от белогвардейцев. Открытки 30-х годов воспроизводят такие картины Н. С. Самокиша, как «Штурм Перекопа», «Переход через Сиваш», «Захват врангелевских танков в Северной Таврии».
         О ряде произведений некоторых незаслуженно забытых художников, живших в Крыму и посвятивших ему свое творчество (Ф. Клименко, Г. Кондратенко, И. Крачковский, К. Костанди, А. Мартынов, А. Тахчи, И. Соломонов и другие), дают возможность судить только открытки.
         В коллекции автора этого очерка около 700 художественных открыток, по которым можно проследить, как различные мастера живописи изображали Крым на протяжении почти полутора столетий. Коллекционированием в наше время увлекаются многие. В Симферополе есть Крымское областное отделение Всесоюзного общества филателистов, где собираются и филокартисты. Здесь всегда можно получить квалифицированную консультацию,
         Серьезное коллекционирование предполагает большой, целеустремленный и увлекательный труд, терпение, упорство. Филокартия — далеко не бессмысленное, совсем не праздное занятие. Ведь коллекция образуется не вдруг, а собирается по крупицам, которые надо найти, сберечь от распыления и гибели. И, конечно же, постараться, чтобы коллекция не стала придатком письменного стопа или серванта, а была бы полезна другим, служила благородному делу популяризации науки и искусства, увлеченности наукой и искусством.

         ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО...

         ...1 января 1972 г. исполнилось 100 лет со дня введения в обращение первой открытки.
         ...первая открытка в России была исполнена художником И. Н. Каразиным.
         ...1-я международная выставка иллюстрированных открыток была организована в 1899 г. в Петербурге, где экспонировались образцы открыток из 10 стран.
         ...в 1904—1906 гг. выходил журнал, посвященный открытке, который назывался «Открытое письмо». Всего вышло 19 номеров этого журнала.
         ...во время первой русской революции в России издавались открытки с портретами К. Маркса. Ф. Энгельса, А. Герцена, Н. Баумана и лейтенанта П. Шмидта.
         ...одна из первых открыток с изображением В. И. Ленина — «В. И. Ульянов (Ленин), Председатель Совета Народных Комиссаров» — была издана в ноябре—декабре 1917 г.


Фалеристика - продолжение на следующей странице

Оглавление

Чтобы ещё раз прочитать, и уяснить, что же такое филокартия - вернитесь к началу страницы

Вы можете совершенно бесплатно разместить на своём сайте ссылку на эту страницу. Для этого мы рекомендуем использовать следующий код:

Тест скорости Интернет-соединения
загрузка...



Услуги профессиональной видеосъемки в Евпатории: свадьбы, утренники, юбилеи и т.п.
Чтобы узнать как найти «жучок» - посетите форум о технической защите информации, зарегистрируйтесь там и задайте вопрос.
Реальный дополнительный заработок для таксиста в свободное время
Профессиональный видеооператор на свадьбу в Евпатории и по Крыму
Protect monitor camcorder Panasonic AG-AC90
 

Обновлено в 2007г. «ИНТЕРБРОНЬ». Все права защищены.

Если Вы ещё не нашли того, что искали, воспользуйтесь Яндекс-поиском:
Яndex