Крымская Служба Бронирования ИНТЕРБРОНЬ осуществляет бронирование номеров в пансионатах и гостиницах по ИХ ценам без накруток и помогает разместиться в частном секторе Крыма
 Главная  |  КОНТАКТЫ | Пансионаты Крыма  | РЕЙТИНГ | Гостиницы Крыма | Частный сектор Крыма | Гарантии | Правила бронирования | Как делать предоплату | FAQ
 Телефоны  |  Билеты  | Карта Крыма | Погода в Крыму  | Расстояния  | Прокат авто | Товары | Мировое время | Владельцам жилья | Турфирмам | Отзывы | О нас
 
Крым-навигатор:

Можете зафоллловить нас и быть в курсе наших последних новостей
Ж/д билеты:RailwayTicket.ru

Мы принимаем

Предоплата по бронированию с карт Visa и MasterCard осуществляются через сервис ПриватБанка LiqPay

www.webmoney.ru


Правовое основание для работы

наш сайт в Яндекс-Каталоге
























.

Навеянные Крымом строки

(«Спутник краеведа» 1978 г.в.)

         Владимир Маяковской оставил нам восторженные стихи:

         Я езжу
         по южному
         берегу Крыма, — Не Крым.
         а копия
         древнего рая! Какая фауна,
         флора
         и климат! Пою,
         восторгаясь
         и озирая.

         С этими поэтическими строками перекликаются слова писателя академика С. Н. Сергеева-Ценского, жизнь и творчество которого нерасторжимо связаны с крымской землей: «Когда мы говорим: «Крым» — мы неизменно становимся мечтательными. Самое слово «Крым» звучит для нас, как материнская ласка. Мы представляем пахучие, стройные темно-зеленые кипарисы и легкий пенистый белый прибой... Мы представляем красивые дома отдыха и сады возле них... Кажется, где еще можно себя чувствовать лучше, чем в Крыму? Невыразимо прекрасны его горы; глаз оторвать нельзя от моря; хлебородны степи Крыма; богаты фруктовыми садами и виноградниками долины его речек...».
         И впрямь, Крымский полуостров — чарующий уголок земли. Малая частица нашей великой Родины — крымская земля — была известна автору «Слова о полку Игореве», о ней упоминается в «Повести временных лет», в думах, былинах и исторических песнях.
         Борьба за выход России к берегам Черного моря, выражавшая коренные интересы русского и украинского народов, нашла широкое отражение в литературе XVIII в. О героических походах против турецко-татарских полчищ, о славе русского оружия писали М. В. Ломоносов, М. М. Херасков, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин и другие.
         После присоединения Крыма к России (1783) начинается бурный период творческого освоения этого уголка земли. В Крым едут писатели и поэты, путешественники и общественные деятели. Появляются художественные описания крымской природы, исторических памятников, городов, народов, населявших полуостров. Долгое время настольной книгой почти каждого, кто ехал в Крым, было «Путешествие по Тавриде в 1820 годе» И. М. Муравьева-Апостола — отца трех декабристов.
         Навеянные Крымом строки можно встретить в произведениях известных поэтов конца XVIII — начала XIX в. В. В. Капниста и К. Н. Батюшкова. Однако первооткрывателем Крыма как поэтической жемчужины явился великий русский поэт А. С. Пушкин.
         В 1820 г. за распространение вольнолюбивых стихов, направленных против крепостного строя и «неправедной власти», Пушкин был сослан на юг России. В судьбе изгнанника живое участие принял герой Отечественной войны 1812 г. генерап Н. Н. Раевский, который выхлопотал молодому поэту длительный отпуск. Вместе с семьей Раевского Пушкин совеошил путешествие на Кавказ, а затем в Крым. После знакомства с Керчью и ее достопримечательностями путешественники 16 августа прибыли в Феодосию. Отсюда «до самого Юрзуфа, — писал Пушкин в письме брату, — ехал я морем». В распоряжение генерала Раевского было предоставлено парусное сторожевое судно. Отплытие состоялось, когда день клонился к вечеру. На борту судна поэт написал свое первое крымское стихотворение:

         Погасло дневное светило;
         На море синее вечерний пал туман.
         Шуми, шуми, послушное ветрило,
         Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
         Я вижу берег отдаленный,
         Земли полуденной волшебные края;
         С волненьем и тоской туда стремлюся я.
         Воспоминаньем упоенный...

         В Гурзуфе Пушкин и Раевские поселились в доме Ришелье — бывшего генерал-губернатора Новороссийского края В этом доме поэт прожил три «счастливейших недели». Он наслаждался «полуденной природой», давшей темы для многих лирических стихов. В гурзуфский период и позже он написал так^е произведения, как «Нереида», «Редеет облаков летучая гряда», «Виноград», «О дева-роза, я в оковах», «Чаадаеву» («К чему холодные сомненья»), «Кто видел край, где роскошью природы» и другие.
         Наиболее полно крымские впечатления поэта отразились в его поэме «Бахчисарайский фонтан». Сюжетно поэма воскрешает легенду о любви хана Гирея к своей пленнице Марии Потоцкой, похищенной при очередном набеге на Польшу. Окрашенная личными переживаниями ссыльного поэта-странника, оторванного от родной среды, поэма, одна из лучших романтических поэм русской литературы, обрела удивительную художественную силу.
         В ней звучит гимн крымской природе:

         Волшебный край, очей отрада! Все живо там: холмы, леса, Янтарь и яхонт винограда, Долин приютная краса, И струй и тополей прохлада...

         Незадолго до восстания декабристов побывал в Крыму автор комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов. Возвращаясь из Петербурга на Кавказ, где служил дипломатическим секретарем в Кавказском корпусе, он заехал в Киев, как предполагают, «ради встречи с членами Южного общества». Поэт отрицательно отнесся к идее военного заговора, выразил сомнение в успехе восстания без широкой поддержки народа. Расхождения с близкими по духу людьми вызвали глубокие переживания у Грибоедова и наложили отпечаток на его трехмесячное пребывание в Крыму. Настроениями неудовлетворенности жизнью пронизаны «крымский» дневник писателя, письма к декабристу С. Н. Бегичеву и стихотворение «Прости, Отечество».
         В Симферополе на доме под № 13 по улице Жуковского установлена мемориальная доска: «Здесь в 1837 г. жил поэт Василий Андреевич Жуковский». Путешествуя по югу России, В. А. Жуковский не минул и Крыма. Кроме Симферополя, он посетил селения Южного берега, Бахчисарай, Севастополь, Балаклаву, а также совершил поездку на север Крыма для осмотра перекопских укреплений. Обо всех местах, где побывал поэт, находим интересные записи в его дневнике, пейзажные зарисовки в художественном альбоме, с которым он не расставался.
         Если Пушкин «открыл» крымскую землю в поэзии, то Л. Н. Толстой должен быть назван ее первооткрывателем в художественной прозе. Когда в сентябре 1854 г. началась оборонэ Севастополя, он служил в Кишиневе в штабе Дунайской армии. Вскоре подпоручик Толстой был переведен (по его же настоятельной просьбе) в Крым, в действующую армию, и 7 ноября прибыл в осажденный Севастополь. В письме к брату он отмечал, что «дух в войсках свыше всякого описания». Однако Толстой видел и то, что русская армия плохо вооружена, мало обучена, не обеспечена обмундированием, продовольствием «Все идет навыворот... — записывает он в дневнике. — Грустное положение — и войска и государства». Писатель убеждался, что в ходе Крымской войны, обнажившей все язвы крепостнического строя, «Россия или должна пасть, или совершенно преобразиться». Получив назначение в артиллерийскую часть, стоявшую вблизи Симферополя, Толстой бывал на севастопольских позициях наездами, однажды даже участвовал в ночной вылазке. А когда обстановка в осажденном городе осложнилась, батарею, на которой служил Толстой, направили на Четвертый бастион — один из самых жарких участков обороны. Здесь писатель пережил все опасности и невзгоды военной жизни. За храбрость Толстой был награжден орденом и досрочно произведен в поручики.
         В первом крымском рассказе «Севастополь в декабре месяце», написанном между боями, Толстой показывает войну «в настоящем ее выражении — в крови, страданиях, в смерти» и прославляет русский народ, который был истинным героем севастопольской обороны.
         Почему же все-таки русская армия терпит неудачи, кто виноват в том, что в ней «все идет навыворот» — вот вопросы, волнующие писателя-патриота. Ответом на них является второй рассказ цикла — «Севастополь в мае», обличающий бездарных, не способных руководить войсками офицеров: именно по их вине гибнут тысячи русских солдат.
         «Севастополь в августе 1855 года» — рассказ о трагическом положении русских войск после неудачного Чернореченского сражения, об оставлении Южной стороны города. В качестве командира батареи Толстой участвовал в отражении последнего вражеского штурма, оставаясь в осажденном Севастополе до конца обороны.
         Только через тридцать лет после севастопольской битв-п, в марте 1885 г., Толстому представился случай вновь побывать в Крыму. Приехав поездом в Севастополь, писатель отправился в Симеиз, где прожил всего девять дней. Отсюда он совершал прогулки в Алупку, Ялту и другие места.
         В третий и последний раз Л. Н. Толстой приехал в Крым з 1901 г. После тяжелой болезни он более девяти месяцев жил в Гаспре, на даче Паниной (ныне санаторий «Ясная Поляна»). В это время писатель встречался с А. П. Чеховым, А. М. Горьким, В. Г. Короленко, А. И. Куприным, Ф. И. Шаляпиным, работал над повестью «Хаджи Мурат», публицистическими статьями.
         Севастопольская оборона 1854—1855 гг. дала темы для многих художественных произведений. О ней писали Н. А. Некрасов, А. Н. Апухтин, А. Н. Майков, успех имела повесть Клавдии Лукашевич «Даша Севастопольская». Отзвук севастопольских событий находим в повести Т. Г. Шевченко «Прогулка с удовольствием и не без морали». В конце прошлого века вышел большой роман «Осажденный Севастополь» М. М. Филиппова, встретивший доброжелательный отзыв Л. Н. Толстого.
         Тема Крымской войны органически вошла в творчество К. М. Станюковича — уроженца Севастополя, сына адмирала. Одиннадцати лет он стал свидетелем и участником обороны города. Об этом героическом времени его рассказ «Кирилыч», повести «Маленькие моряки» и «Севастопольский мальчик». Еще при жизни писателя огромной популярностью пользовались его «Морские рассказы» — правдивая художественная летопись о дореволюционном русском флоте.
         С 70—80 годов XIX в. в Крым приезжают для лечения и отдыха многие деятели литературы и искусства. В Ялте лечились поэты Н. А. Некрасов, С. Я. Надсон, Д. Д. Минаев. В Алупке, Ливадии и других местах Южного берега бывали А. К. Толстой, П. А. Вяземский, Я. П. Полонский, А. А. Фет, писавшие лирические стихи о крымской природе, о море и красотах юга. К этому времени относится появление выдержавших несколько изданий и не утративших значения в наши дни «Очерков Крыма» Е. Маркова — директора симферопольской гимназии.
         В 1861 г. приехал на Южный берег украинский поэт-разночинец, автор юморесок, лирических стихов и песен С. В. Рудан-ский. После окончания С.-Петербургской медико-хирургической академии он работал в Ялте врачом. В августе 1863 г. Руданский был у постели больного М. С. Щепкина — гениального русского актера, скончавшегося в Ялте. Поэт подружился с известным художником-маринистом И. К. Айвазовским, встречался с видным историком и писателем Н. И. Костомаровым — автором нескольких произведений о Крыме, в том числе исторического романа «Кудеяр» и драмы «Эллины Тавриды».
         В Ялте Руданский написал музыкальную пьесу «Чумак», переводил на украинский язык «Илиаду» Гомера, «Энеиду» Вергилия, «Демона» Лермонтова и другие произведения. Много сил он отдавал собиранию фольклора и изучению исторических памятников Крыма. Здесь, в Ялте, Руданский и умер 3 мая 1873 г. от туберкулеза легких — на сороковом году жизни.
         Многими нитями связаны с Крымом жизнь и творчество А. П. Чехова, впервые побывавшего на берегу Черного моря летом 1888 г. Около двух недель он жил в Феодосии вместе с семьей издателя газеты «Новое время» А. В. Суворина. На следующий год писатель приезжает в Ялту, где работает над повестью «Скучная история».
         Весной 1894 г. больной туберкулезом А. П. Чехов снова на месяц поселяется в Ялте, чтобы подышать благодатным крымским воздухом. Этот приезд способствовал появлению таких произведений, как «Черный монах», «Ариадна», и других, где нашли отражения ялтинские впечатления писателя.
         С 1898 г. Чехов становится постоянным жителем Ялты. На окраине города он покупает участок земли и строит дом, ставший своеобразным пристанищем творческой интеллигенции. В доме Чехова бывали писатели, композиторы, художники, артисты: А. М. Горький, В. Г. Короленко, А. И. Куприн, Д. Н. Мамин-Сибиряк, И. А. Бунин, В. М, Васнецов, К. А. Коровин, С. 3. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин, В. Ф. Комиссаржевская и многие другие.
         Из-за болезни Чехов не мог видеть постановок своих пьес в Московском Художественном театре, что очень его огорчало. Настоящим праздником для писателя стал приезд на гастроли в Крым (1900) всей труппы театра во главе с его основателями и режиссерами-реформаторами К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко. Гастроли начались в Севастополе. Здесь Чехов впервые увидел спектакли, поставленные по его пьесам «Чайка» и «Дядя Ваня». Затем труппа переехала в Ялту. Ее выступления в городском театре превратились в триумф Чехова-драматурга.
         Ялтинский период в творчестве Чехова наиболее зрелый, наиболее значительный: здесь созданы повесть «В овраге», рассказы «Душечка», «Дама с собачкой», «Невеста», пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад».
         После Великого Октября дом писателя в Ялте был объявлен национальным достоянием. В 1921 г. он стал первым в Крыму литературно-мемориальным музеем.
         «Краем солнечным», «краем любимым» был Крым для замечательной украинской поэтессы Леси Украинки. С детства страдая костным туберкулезом, она вынуждена была лечиться во многих краях. Впервые девятнадцатилетняя поэтесса вместе с матерью — украинской писательницей Оленой Пчилкой — приехала на лечение в Саки в июле 1890 г. Перед возвращением домой мать и дочь побывали в Евпатории, Севастополе, Бахчисарае и Ялте. На следующий год Леся Украинка снова в Крыму, лечится в Евпатории. Результатом этих двух приездов явился цикл стихотворений «Крымские воспоминания».
         В конце июня 1897 г. Леся Украинка приезжает в Ялту, где живет около года. Здесь она познакомилась с социал-демократом Сергеем Мержинским — членом киевского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», активным пропагандистом идей марксизма. Многолетняя дружба с С. Мержинским благотворно повлияла на мировоззрение и творчество поэтессы. Она изучала марксистскую литературу, была связана с социал-демократическими организациями. В Ялте Леся Украинка написала цикл стихов «Крымские отзвуки», в который входит и драматическая сцена «Ифигения в Тавриде», зовущая к борьбе с наси лием и тиранией. Ялтинские впечатления Леси Украинки легли в основу ее рассказа «Над морем».
         В последний раз Леся Украинка жила в Крыму в 1907 — 1908 гг. В поисках благоприятного для лечения климата она побывала в Севастополе, Балаклаве, Алупке, Ялте, Евпатории. Всюду много и плодотворно работала. В эти месяцы она написала стихотворение «За горой зарницы блещут», в аллегорических образах которого выражена мысль о том, что реакция, наступившая после поражения первой русской революции, не должна убить веру в социальный идеал, о том, что нужно готовиться к новым схваткам с царизмом.
         Современник поэтессы украинский прозаик М. М. Коцюбинский приезжает в Крым в 1895 г. из Бессарабии как «расследователь» филлоксерного комитета. Симеиз был первым пунктом, где филлоксерная партия Коцюбинского занялась обследованием виноградников. Затем Кастрополь, Кучук-Кой, Кикенеиз... На следующий год Коцюбинский, «человек весьма вредного направления», как доносили о нем в Петербург (за писателем был учрежден негласный полицейский надзор), снова в Крыму, работает со своей партией на виноградниках в районе Алушты. Наблюдения над жизнью местного населения воплощены писателем в рассказах «В сетях шайтана» и «На камне».
         В 1904 г. Коцюбинский приезжает в Крым уже общепризнанным писателем. После трехнедельного отдыха в Алупке предпринимает путешествие по Южному берегу, затем в горы, в Козьмодемьянский монастырь, давший материал для острого рассказа «В грешный мир». Посещение Бахчисарая подсказало писателю тему рассказа «Под минаретами», высоко оцененного позднее большевистской газетой «Звезда».
         Краем «отцовской молодости» называл Крым И. А. Бунин — его отец участвовал в обороне Севастополя 1854—1855 гг. Впервые писатель побывал в этом крае в 1889 г., написал о нем несколько лирических стихотворений. Впечатления от первой очень короткой встречи с Крымом отражены и в повести «Лика». Основательное знакомство писателя с полуостровом состоялось через семь лет, когда он, странствуя по югу страны, побывал в Бахчисарае, Севастополе, Балаклаве, Ялте, Гурзуфе и других местах. В это время он работал над переводом «Песни о Гайавате» американского поэта Г. Лонгфелло, писал стихи о крымской природе.
         Когда в Ялте на постоянное жительство поселился Чехов, Бунин ежегодно приезжал в Крым на зимне-весенние месяцы. Многие его стихи: «Учан-Су», «На мертвый якорь кинули бакан», «К прибрежью моря длинная аллея...», «Сосны», «Маленький роман», «Алупка», «В ночном море», а также некоторые страницы автобиографического романа «Жизнь Арсеньева» навеяны Крымом.
         Пожалуй, не найти читателя, который не знал бы произведений А. И. Куприна «Белый пудель» и «Листригоны». Они целиком — «крымские». Ранней весной 1899 г. писатель приехал в Ялту, чтобы повидаться с Чеховым и преподнести ему свою нашумевшую повесть «Молох». Здесь он знакомится с А. М. Горьким. А через год, когда в Крым прибывает Московский Художественный театр, Куприн снова спешит в Ялту — вместе с другими деятелями литературы и искусства радуется успеху Чехова-драматурга.
         В начале века Куприн бывал в Крыму ежегодно. Здесь он работал над произведениями «В цирке», «На покое», «Корь», «Штабс-капитан Рыбников», «Сны», «Конокрады» и другими, писал повесть «Поединок».
         В годы первой русской революции, живя в Балаклаве, он стал свидетелем бурных событий в Севастополе и на Черноморском флоте. Писатель видел, как по приказу командующего Черноморским флотом вице-адмирала Чухнина была учинена кровавая расправа над командой восставшего крейсера «Очаков» во главе с лейтенантом П. П. Шмидтом, и написал об этом гневный очерк «События в Севастополе». В Балаклаву добралось несколько спасшихся матросов, и писатель помогал им скрыться от преследования. (Это запечатлено в его рассказе «Гусеница».) Когда очерк «События в Севастополе» появился в печати, Чухнин приказал выслать Куприна из пределов Севастопольского градоначальства в течение 24 часов.
         Наблюдения над бытом и трудом балаклавских рыбаков использовал Куприн при создании серии очерков «Листригоны», прославляющих мужество «пахарей моря», их душевную красоту и щедрость. Куприн интересовался многими сторонами крымской действительности. В 1903 г. он живет в Кастрополе у начальника изыскательной экспедиции по прокладке крымской электрической железной дороги инженера писателя Н. Г. Гарина-Михайловского. Итогом поездки был очерк об этом незаурядном человеке, авторе широкоизвестной тетралогии «Детство Темы», иГимназисты», «Студенты», «Инженеры».
         Четыре раза побывал в Крыму В. Г. Короленко. Впечатления от встреч с людьми на крымской земле, увиденной им впервые в 1889 г., отразились в рассказах «Емельян» и «Рыбалка Нечипор», которые писатель объединил общим названием «В Крыму».
         Событие, имевшее политический характер, заставило его приехать в Ялту в 1902 г. Будучи почётным академиком Академии наук, Короленко глубоко возмутился, узнав, что по указанию Николая II лишен этого звания А. М. Горький. В знак протеста Короленко и Чехов, для встречи с которым предпринята была поездка, отказались от звания почетных академиков Примеру Короленко и Чехова последовал выдающийся русский художественный критик В. В. Стасов, принявший решение не посещать заседания академии.
         На крымском материале в 1907 г. Короленко пишет статью «Генерал Думбадзе — ялтинский генерал-губернатор», в которой разоблачает обстановку террора и беззакония, царившую в Ялте и ее окрестностях после подавления революции 1905 г. Этой же теме посвящен сатирический очерк «Из записок Павла Андреевича Тентетникова».
         Валерию Брюсову крымская земля помогла избавиться от влияния ложной «эстетической теории» декадентов, звавшей художников слова к уходу от изображения реальной действительности. Брюсов отдал немалую дань этой «теории». Выступив в литературе как приверженец символизма, он воспевал мир мечты, писал стихи, отрицавшие «земную жизнь». В основе такого отрицания лежала жгучая ненависть поэта к тогдашнему буржуазно-мещанскому укладу жизни. Пребывание в Крыму, на лоне благоухающей природы, отрезвляло Брюсова, настраивало на реалистическое восприятие мира. В 1898—1899 гг. он пишет два цикла стихов — «Крым. Черное море» и «Южный берег», в которых видно его «примирение» с природой. В дневниковой записи тех лет, сделанной в Ялте, есть строки: «Буду учиться любить природу... Я пришел не проклинать, а любить...».
         В одном из крымских стихотворений Брюсов пишет: «Кип-it встревоженное море, мятутся волны, как в плену». Эти строки, созвучные тогдашним общественным настроениям, с полным правом можно отнести и к мятущейся, ищущей душе самого поэта. Еще резче он выражает свои настроения в другом стихотворении:

         Белый цвет магнолий Смотрит, как глаза.
         Страшно жить на воле: Чуется гроза.

         «Чуется гроза» социальных потрясений, смысл которых еще не ясен поэту, но приход которых он улавливает своим чутким ухом.
         Многие годы жизни А. М. Горького, основоположника литературы социалистического реализма, были связаны с Крымом. Впервые он попадает сюда в 1891 г., странствуя «по Руси». Этим странствием навеяны автобиографические рассказы «Мой спутник», «Два босяка», «Коновалов», «В степи», героико-романти-ческая «Песня о Соколе», прославляющая мужество и бесстрашие в борьбе с темными силами, зовущая к свободе, к свету. В основе сюжета «Песни о Соколе» — легенда, услышанная писателем от старого крымского чабана.
         С 1897 г. Горький приезжает в Крым лечиться, подолгу живет здесь. Интерес писателя к земле крымской перерастает в привязанность к ней, сохранившуюся на всю последующую жизнь. Посетив Херсонесский археологический музей, он пишет очерк «Херсонес Таврический». Наблюдения южнобережного быта нашли отражение в «Крымских эскизах». Немало зарисовок и воспоминаний оставил писатель о крымских встречах с деятелями литературы и искусства.
         В 1901 г. Горький за связь с социал-демократической организацией Нижнего Новгорода был арестован и отправлен под надзор полиции в Крым без права проживания в Ялте. Тогда же разыгрался так называемый «академический инцидент» — Горький был лишен звания почетного академика. Живя в Олеи-зе, на даче «Нюра», писатель часто встречался с Л. Н. Толстым и А. П. Чеховым, к нему приезжал Ф. И. Шаляпин.
         Горький пристально следил за нарастанием революционного движения в Крыму и на Черноморском флоте, содействовал пересылке политической литературы подпольным организациям Ялты. На крымской земле у него было несколько нелегальных встреч, в том числе с посланцем В. И. Ленина — Вл. Д. Бонч-Бруевичем. В 1905 г. Горький принял участие в первомайской гходке, устроенной в Ялте на квартире социал-демократа В. С. Попова, брата писателя А С. Серафимовича (кстати А. С Серафимович — один из организаторов сходки — неоднократно бывал в Крыму, о котором написал рассказ «На курорте» и очерки «Где солнце и море», «В горах и лесах») Нелегальная маевка была разогнана полицией.
        После революции 1905 г. Горький эмигрирует за границу, но связей с Крымом не теряет: переписывается с живущими здесь поэтом А. С. Черемновым, драматургом С. А. Найденовым, писателями К. А. Треневым и С. Н. Сергеевым-Ценским. Вернувшись в Россию за несколько месяцев до начала первой мировой войны, писатель с головой уходит в литературно-издательскую деятельность, а в 1916 г. приезжает в Форос по приглашению своего друга Ф. И. Шаляпина, чтобы помочь знаменитому певцу в создании автобиографической книги «Страницы из моей жизни». Обстановка и быт обитателей курортного Фороса дали Горькому материал для пьесы «Яков Богомолов-), в которой изображена духовная и моральная деградация русской буржуазии накануне революции. Пьеса писалась в августе—сентябре 1917 г. в Коктебеле.
         Лишь спустя одиннадцать лет Горький вновь приезжает в Крым. А осенью 1932 г. Советское правительство передало в распоряжение писателя дачу Тессели неподалеку от Форосз. Здесь он подолгу жил в последние годы жизни, работая над четвертой книгой эпопеи «Жизнь Клима Самгина», сюда приезжали А Н. Толстой, Вс. В. Иванов, М. Е. Кольцов, К. А. Тренев, С. Я. Маршак, П. А. Павленко, Г. И. Серебрякова и другие.
         Певцом Киммерии — восточного побережья Крыма — называют поэта и художника М. А. Волошина, многие годы прожившего на берегу Коктебельской бухты. В начале века он купил здесь небольшой участок земли и построил дом с художественной мастерской (ныне мемориальный музей). Во вступительной статье к однотомнику М. А. Волошина, недавно вышедшему е «Библиотеке поэта», отмечается, что он был «человеком добрым, с широким и честным сердцем, веселым и простодушным, — людям с ним было легко и просто. «Дом поэта», как называл он свое жилище, всегда был полон гостей — писателей, художников и артистов. Многие оставались здесь надолго, здесь хорошо думалось и работалось».
         Лучшее, что оставил нам Волошин, — его стихи и акварели, воспевающие неповторимое своеобразие Коктебеля.
         Крымский колорит присущ ряду произведений замечательного романтика А. С. Грина, прожившего в Крыму в общей сложности более десяти лет. Впервые он увидел Крым, когда плыл матросом на грузовом судне из Одессы к Кавказскому побережью. Несколько лет спустя, накануне первой русской революции, Грин нелегально прибывает в Севастополь, где проводит агитационную работу среди матросов и солдат. 11 ноября 1903 г. его арестовывают и бросают в тюрьму, из которой ом выходит лишь в октябре 1905 г. по амнистии. События 1903— 1905 гг. в Севастополе и на Черноморском флоте отражены писателем в рассказах «Маленький заговор», «Маленький комитет», «Третий этаж», «На досуге» и особенно в «Автобиографической повести».
         Весной 1923 г. автор «Алых парусов» снова в Крыму — живет в Севастополе, Балаклаве и Ялте, а в мае 1924 г. поселяется в Феодосии. Здесь он пишет самые крупные свои произведения — романы и повести «Золотая цепь», «Бегущая по волнам», «Джесси и Моргиана», «Дорога никуда», десятки рассказов, создавая, как отмечал К. Г. Паустовский, «невероятный мир, полный заманчивых событий, прекрасных человеческих чувств...». А в вымышленных романтических городах Зурбагане, Лиссе и Гель-Гью угадываются Севастополь с его живописными окраинами, Ялта, Феодосия...
         В последние годы жизни Грин тяжело болел. В поисках тихого уголка он в 1930 г. переселяется в Старый Крым, где написаны такие замечательные рассказы, как «Комендант порта», «Пари», «Бархатная портьера», закончена «Автобиографи ческая повесть».
         В Феодосии работает музей А. С. Грина, а в старокрымском доме писателя развернута мемориальная экспозиция.
         Революционные события 1905 г. в Крыму стали темой ряда произведений русской и украинской литературы. Восстанию на броненосце «Потемкин» посвящены повесть «С моря» и рассказ «Дорогой подарок» украинского писателя П. И. Панча, поэма Б. Л. Пастернака «Броненосец «Потемкин», стихотворения М. А. Зенкевича, Д. В. Петровского и других. Севастополь и восстание на крейсере «Очаков» изображены в поэме Б. Л. Пастернака «Лейтенант Шмидт», исторической повести М. Б. Чарного «Лейтенант Шмидт»...
         Суровыми реалистическими красками рисует события накаленных месяцев 1905 г. С. Н. Сергеев-Ценский в романе «Бабаев». В этом первом крупном произведении писателя даны картины острой революционной борьбы народа против самодержавия, выведена целая галерея царских офицеров — душителей свободы. В романе запечатлены реальные события, свидетелем которых был писатель. На его глазах в Симферопопе произошли столкновения революционной и монархической демонстраций, кровавый погром, устроенный черносотенцами. Прапорщик Сергеев выступил в защиту жертв самодержавия, за что был отчислен из армии.
         В декабре 1905 г. С. Н. Сергеев-Ценский навсегда посз-ляется в Алуште. Позже он говорил: «Крым, его природа, Черное море одарили меня многим. В моих основных произведениях они занимают главное место». Не удивительно поэтому, что в многотомной эпопее Сергеева-Ценского «Преображение России» несколько романов и повестей посвящено Крыму. Это «Валя», «Обреченные на гибель», «Зауряд-полк», «Утренний взрыв», «Капитан Коняев», «Весна в Крыму», «Искать, всегда искать!».
         О событиях Октябрьской революции и гражданской войны в Крыму Сергеев-Ценский рассказал в повестях «Чудо», «Жестокость», ряде пьес и романе «Память сердца». О Крыме советском его повести и рассказы «В грозу», «Младенческая память», «Старый полоз», «Гриф и Граф», «Маяк в тумане», «Лаванда» и другие.
         Огромна заслуга писателя перед советской литературой в разработке темы Крымской войны. Его трехтомная эпопея «Севастопольская страда» — выдающееся произведение о первой обороне Севастополя.
         Дом Сергеева-Ценского в Алуште, который посещали А. С. Серафимович, А. С. Новиков-Прибой, С. Я. Маршак, А. V Первенцев, Е. Е. Поповкин и другие, ныне является литературно-мемориальным музеем.
         Революционные события на Черноморском флоте сыграли решающую роль в формировании А. Г. Малышкина как писателя. В марте 1917 г., после краткосрочного обучения в Петроградской школе «прапорщиков по адмиралтейству», он был направлен в Севастополь и сразу оказался в самой гуще сложной противоречивой политической борьбы, происходившей в городе. «Октябрьскую революцию пережил в Черноморском флоте», — писал о себе А. Г. Малышкин. Моряки бригады тральщиков, в которой служил писатель, избрали его командиром красногвардейского отряда. В составе сводного отряда черноморцев отряд А. Г. Малышкина принимал участие в борьбе за установление в Крыму Советской власти. В 1920 г. начальник информационно-исторического отдела штаба Южного фронта Малышкин становится очевидцем штурма Перекопа. События тех лет в Крыму запечатлены им в романе «Севастополь» и повести «Падение Дайра».

         Бывают края, что недвижны веками, Зарывшись во мглу и мох. Но есть и такие, где каждый камень Гудит голосами эпох...

         Эти строки — о Крыме. Написал их И. Л. Сельвинский, уроженец Симферополя, воспитанник евпаторийской гимназии, детство и юность которого овеяны романтикой моря, поисками жизненного идеала. Поэт участвует в борьбе против германских оккупантов. Как автор красногвардейской песни и участник боез на Перекопе он в 1919 г. был брошен в севастопольскую тюрьму. О гражданской войне на юге страны, о своем участии а ней поэт написал несколько стихотворений: «Бой под Соколо-горным», «Речь к третьему взводу красногвардейского отрядэ имени Майбороды», «Бегство в Таврии», «Отступление на Крым» и другие, а также роман «О, юность моя!».
         В годы Великой Отечественной войны Сельвинский — участник обороны и освобождения Крыма. Лучшие его произведения той поры собраны в книге «Крым, Кавказ, Кубань», где каждяя строка проникнута ненавистью к фашизму, войне. Взволнованно звучат стихотворения «Я это видел» — о трагедии Багеровского рва, в котором гитлеровцы расстреляли несколько тысяч керчан, и «Аджимушкай», рассказывающее о мужестве и стойкости защитников подземной крепости в Керчи.
         «Я люблю революцию. Ее пламенный ветер носил меня по дорогам бывшей России...» — говорит герой романтической повести Б. А. Лавренева «Марина». Произведение это во многом автобиографическое, и автор его вправе был бы так сказать и о себе. Весной 1919 г. Лавренев командует бронепоездом, с которым в составе войск Крымской армии под командованием П. Е. Дыбенко входит в Крым. Здесь он — комендант Алушты, начальник района береговой обороны. О тревожном времени, когда на юге страны бесчинствовали англо-французские интервенты, писатель рассказывает в очерках «Комендантство в Алуште» и «Пираты Третьей республики».
         Сложные перипетии гражданской войны рисует Лавренев в повести «Ветер». Это книга о революционных матросах-балтийцах, действовавших на Украине и в Крыму. Трагическую страницу в истории Черноморского флота воссоздает повесть «Дорога в будущее». В ней рассказано о потоплении в 1918 г. под Новороссийском кораблей Черноморского флота, чтобы не достались они кайзеровским захватчикам. (Эта тема особенно глубоко раскрыта в пьесе украинского драматурга А. Е. Корнейчука «Гибель эскадры».)
         В творчестве Лавренева периода Великой Отечественной войны преобладали произведения о героизме и бесстраш чи моряков, главным образом черноморцев — защитников Севастополя. Это рассказы «Подарок старшины», «Разведчик Вихров», «Эволюция философии», «Чайная роза», «Маяк», «Возвращение Одиссея», очерк «Людмила Павличенко». Большой популярностью пользуется героическая драма Лавренева «Песнь о черноморцах», написанная в 1942 г.
         Суровые годы гражданской войны нашли в лице В. В. Вишневского своего зоркого летописца и вдохновенного певца. Пулеметчиком бронепоезда он участвовал в борьбе против деникинцев на юге страны и в Крыму, высаживался е составе морского десанта близ Судака в тылу у Врангеля...
         Еще до создания широкоизвестных пьес «Первая Конная» и «Оптимистическая трагедия» Вишневский написал два сборника рассказов — «За власть Советов» и «Между смертями». Сборники содержат ряд выразительных зарисовок боевых эпизодов периода гражданской войны на юге страны. Писатель видел, как в Симферополе и Севастополе после разгрома Врангеля закипала мирная жизнь, и в очерке «В Крыму» лаконичными публицистическими штрихами описывает первый коммунистический субботник, показывает возрождение севастопольско-о военного порта.
         Классическим произведением советской литературы о незабываемых днях гражданской войны является пьеса «Любовь Яровая» К. А. Тренева. Писатель двадцать два года прожил в Симферополе. До революции он преподавал в гимназиях, выступал со статьями и фельетонами в местной печати. После установления Советской власти Тренев работает в органах народного образования, преподает в народном университете и школе, руководит редакционным отделом издательства. Нэ крымском материале построены его рассказы «Владыка», «Любовь Бориса Николаевича», «Мальчики», «Весна в степи», «Тихий город», «В мертвый час».
         В Ялте у писателя был дом, который несколько лет служил ему творческой мастерской. Ныне здесь литературно-мемориальный музей.
         В годы гражданское войны жил в Крыму, в Коктебеле, В. В. Вересаев. Когда на полуострове утвердилась Советская власть, он становится во главе сектора литературы и искусства в отделе народного образования Феодосийского ревкома. Это насыщенное событиями время писатель отразил в романе «В тупике», а также в некоторых разделах цикла «Невыдуманные рассказы». Раздумья над жизненными явлениями, которые наблюдал Вересаев в Крыму, дали сюжеты его рассказам и очеркам «На высоте», «Миллионерша и дочь», «Исанка», «Мимоходом».
         Гражданской войне, борьбе подполы ых большевистских организаций и партизан в Крыму посвящено много произведений. Назовем лишь некоторые: романы и повести И. М. Овчл-ренко «Путь к свободе», И. Г. Эренбурга «Любовь Жанны Ней», М. М. Зощенко «Возмездие», О. Т. Гончара «Перекоп», А. И. Листовского «Конармия», Я. И. Ильичева «Сиваш», В. П. Став-ского «Сильнее смерти»; стихи Э. Г. Багрицкого «Пятьдесят первая», Демьяна Бедного «Манифест барона фон-Врангеля», «Перекопская» и «Красноармеец Иванов», Н. С. Тихонова «Перекоп», С. А. Обрадовича «Чонгар»...
         Гражданской войне посвятил многие свои произведения В. В. Маяковский. Стихотворение «Последняя страничка гражданской войны» прославляет «краснозвездного героя», победно прошедшего «твердынями Крыма». Тема разгрома Врангеля занимает главное место в плакатах и стихах поэта 1920 г. В одной из глав поэмы «Хорошо!» изображен «великий драп» потрепанных армий «черного барона». После гражданской войны поэт не раз приезжал в Крым. В 1924 г., живя в Ялте, он с большим подъемом работал над поэмой о В. И. Ленине.
         Маяковский одним из первых советских поэтов воспел крымскую землю как здравницу для людей груда. В 1926—1929 гг. он бывал здесь каждое лето, выступал перед читателями, много работал. Стихотворения «Крым», «Евпатория», «Небесный чердак», «Земля наша обильна» и другие посвящены курортному Крыму, где идет «людей ремонт ускоренный».
         Гордостью за Страну Советов наполнено стихотворение Маяковского «Чудеса!» — о «мужиках-санаторниках», приехавших в первую крестьянскую здравницу, устроенную в бывшем царском дворце в Ливадии. Поэт выступал перед ними с чтение» своих стихов:

         Такую страну
         и сравнивать не с чем, — где еще
         мыслимы
         подобные вещи?! И думаю я
         обо всем
         как о чуде. Такое настало.
         а что еще будет!

         Душевное волнение вызывают строки о Крыме, написанные поэтом-лириком С. П. Щипачевым. Впервые он увидел «синюю блузу неба» и «синие плечи» крымских гор в 1922 г., когда ехал в Севастополь преподавателем обществоведения артиллерийской школы. Поэт жил на Корабельной стороне, среди рабочих, занятых мирным созидательным трудом. Впечатления тех дней нашли отражение в стихах «С работы», «В Севастополе», «Гроза в скалах», «Встреча», «Уставшему товарищу». Через несколько месяцев Щипачев был переведен в Симферополь. По его инициативе создается «Крымская ассоциация молодых поэтов пролетарского фронта» (КАМППФ). В Симферополе выходят в 1923 г. его первый стихотворный сборник «По курганам веков», а в следующем году — «Крымская лирика». Более трех лет прожил поэт в Крыму в этот период. Снова он приезжает сюда в 1930 г. с писательской бригадой, возглавляемой Мате Залкой, чтобы посетить места боев гражданской войны. Результатом поездки были стихи «Сиваш», «Карпова балка», «Курган».
         И позже поэт бывал в Крыму, которому посвятил стихи «Парад кипарисов», «Барашки на море», «Гроза», «Чуфут-Кале», «На Южный берег», «Девушки поют», «Яблоне тяжело».
         Крым нашел отражение в романе замечательного большевика-ленинца Н. А. Островского «Как закалялась сталь». Он дважды — в 1925 и 1926 гг. — лечился в евпаторийских здравницах «Коммунар» и «Мойнаки». Пережитое будущим писателем в эти трудные, наполненные борьбой с недугом месяцы воплотилось в повествовании о жизни Павла Корчагина — главного героя романа. Богатый познавательный и нравственный материал содержат письма Островского, которые он отправлял из санаториев друзьям и родным.
         Любимая миллионами детей повесть А. П. Гайдара «Военная тайна» целиком «крымская», артековская. Сюжет ее подсказан жизнью удивительной «республики красных галстуков». Повесть и написана в основном в Артеке и Ялте, где писатель бывал неоднократно.
         О курортном Крыме двадцатых-тридцатых годов немало написано сатириками и юмористами: книга «Вишневые усмешки крымские» Остапа Вишни, серия фельетонов «Путешествиепо Крыму» М. А. Булгакова, несколько рассказов М М. Зощенко.
         «У Луговского было много любимых земель, его поэтических вотчин... но, пожалуй, самой любимой землей для него, северянина, всегда оставался Крым». Так писал о поэте К, Г. Паустовский. И это не преувеличение. Крым занимает в творчестве В. А. Луговского особое место, ему посвящено множество лирических стихов: «Черноморская эскадра в Ялте», «Санаторная ночь», «Предутренний час», «Журавлиная ночь», «Симеиз», «Мальчики играют на горе», «Севастополь», «Горком комсомола», «Ночь весны», а также поэмы «Эфемера» и «Юность», вошедшие в последнюю книгу поэта «Середина века».
         Очень любил Луговской свое крымское стихотворение «Остролистник». Он считал это невзрачное крымское растение чем-то вроде символа веры и твердости духа.

         Я зимой полюбил это крепкое племя.
         Что сдружилось с ветрами на пасмурных кручах.
         Ты весну открываешь
         в суровое время, Жизнестойкий, тугой
         остролистник колючий.

         Крым, его настоящее и прошлое, природа края, города и люди широко отражены в творчестве К. Г. Паустовского. Крымские страницы есть в автобиографических повестях «Далекие годы» и «Беспокойная юность», в повести «Блистающие облака», романе «Романтики».
         Задумав написать повесть «Черное море», главные события которой сфокусированы на Севастополе, Паустовский на длительное время поселяется в этом городе. В 1933—1934 гг. он собирает материалы, встречается с участниками восстания на крейсере «Очаков» и сестрой лейтенанта П. П. Шмидта, изучает литературу в Морской библиотеке. Зимой 1935/36 г. писатель в основном завершает работу над книгой, этой своеобразнейшей «художественной лоцией» Черного моря. Чтобы как можно шире охватить «пласты интереснейшего материала — научного, бытового, исторического и историко-революционного» (так писатель определял свою задачу), он ведет нас во многие крымские города, а в главе «Самоубийство кораблей» пишет о потоплении кораблей Черноморского флота в Новороссийске.
         Ялтинский Дом творчества писателей, как и Севастополь, был любимым местом работы Паустовского. Крымские впечатления и встречи дали темы для написания рассказов «Музыка Верди», «Потерянный день», «Горсть крымской земли», «Парусный мастер», «Морская прививка». Многие страницы романа «Дым отечества» повествуют о жизни на Южном берегу перед Великой Отечественной войной.
         Стихотворение «Все мы — матросы», посвященное шефству комсомола над Красным флотом, — первое произведение крымской тематики в творчестве поэта А. А. Жарова. В довоенные годы он не раз бывал в Севастополе, Ялте, Алуште, Саках, Гаспре, Коктебеле и всякий раз увозил новые стихи, замыслы, впечатления. Запоминающимися произведениями поэта той поры являются «Севастополь», «Четыре моря», «Перекоп» («Последняя крепость»), «Перелет», «Планер».
         Когда грянула Великая Отечественная война, батальонный комиссар А. А. Жаров едет к морякам-черноморцам, об их мужестве и славе пишет корреспонденции, стихи. Замысел известной песни «Заветный камень» возник у поэта в дни героической обороны Севастополя. Песня облетела страну и стала одной из любимых в народе. Немало стихов посвятил Жаров и освобождению полуострова от гитлеровских захватчиков — «Крымская весна», «Святое слово», «Возвращение», «Моряк >, «Баллада о мальчике из Севастополя», «Салют морякам», «Мой старый товарищ» и другие. Поэт говорит: Согретый ветром наступления, В его огне, в его дыму Я даже замер на мгновенье: Неповторимое волненье Опять со мной в моем Крыму.
         В августе 1941 г. в Симферополь прибыл корреспондент газеты «Красная звезда» К. М. Симонов. Отсюда он совершал поездки в Севастополь и Одессу, на Перекоп и Арабатскую стрелку. Тяжелая обстановка тех дней изображена им в рассказах «Смерть за смерть», «Шпионка», «Третий адъютант», в повести «Пантелеев» и других. Симонов участвовал в Керченско-Феодосийской десантной операции, о которой написаны очерки «Последняя ночь», «Предатель».
         Первым среди тех, кто славил героические дела моряков-черноморцев, справедливо будет назвать видного советского писателя-мариниста Л. С. Соболева — автора глубоко волнующей книги «Морская душа». Около двух месяцев пробыл писатель в осажденном Севастополе. Он жил с защитниками города в блиндажах, ходил на передовые позиции — и «морская душа» открылась ему.
         Героико-романтическая линия книги «Морская душа» продолжена в повести «Зеленый луч», рассказывающей о высадке десанта разведчиков на крымский берег перед большим наступлением советских войск. Теме освобождения Крыма Соболев посвятил очерки «Гнилое море — Сиваш», «На подступах к Севастополю», «На торпедных катерах», «Возмездие», «На Южном берегу», «Севастополь», вошедшие в книгу писателя «Дорогами побед».
         Роман В. С. Кучера «Черноморцы» — одно из лучших произведений украинской литературы о Великой Отечественной войне. Это роман о духовном богатстве, верности долгу и бесстрашии участников обороны Одессы и Севастополя. Подвиг защитников Севастополя вдохновил писателя на создание романа «Голод» — о судьбе последних защитников черноморской твердыни.
         Моряки-черноморцы стали героями многих произведений А. А. Первенцева. Работая специальным корреспондентом газеты «Известия», писатель в 1942 г. находился на Кавказском фронте. Моряки Черноморского флота, морские пехотинцы и летчики — главные действующие лица его рассказов и очерков «Люди одного экипажа», «Железный батальон», «Навстречу подвигу», «Разведка жизнью», «Валька с торпедной «девятки>, «Ночью над Севастополем», «Суд в облаках» и других. Роман Первенцева «Огненная земля» рассказывает о знаменито** Эльтигенском десанте, о людях «первого броска», которые ценой нечеловеческих усилий удерживали клочок родной земли, пока не выполнили поставленную задачу. Этому подвигу по священы также записки С. С. Борзенко «С десантом в Крым», В. Ф. Гладкова «Десант на Эльтиген», повесть А. И. Никаноркина «Сорок дней, сорок ночей». С воинами Отдельной Приморской армии, освобождавшей Крым, Первенцев входил в Керчь и Феодосию, Старый Крым и Симферополь. Он был свидетелем разгрома гитлеровцев под Севастополем. Виденное и пережитое нашло отражение в его романе «Честь смолоду», киносценарии «Третий удар», пьесе «Южный узел». О мирных днях Севастополя и Черноморского флота им написан большой, многоплановый роман «Матросы».
         С наступающими войсками Отдельной Приморской армии переправился с Кавказа на крымский берег Е. Е. Поповкин — редактор армейской газеты «Вперед, за Родину». Двенадцать лет он прожил в Симферополе, здесь создал лучшее свое произведение — роман «Семья Рубанюк», в котором немало страниц о боях на крымской земле.
         Боям за Крым, особенно героической обороне и освобождению Севастополя, посвящены многие книги документального жанра: «Теплоход «Кахетия» и «Подземный госпиталь» О. П Джигурды, «Подвиг Севастополя», «Записки секретаря горкома» и «Севастопольцы не сдаются» Б. А. Борисова, «Когда гремели пушки» С. С. Бирюзова, «Земля, омытая кровью» Ф. В Монастырского, «Флаг на гафеле» С. С. Воркова, «Осажденный Севастополь» А. К. Евсеева, «250 дней в огне» Н. М. Кулакова, «Мы отстаивали Севастополь» Е. И. Жидилова, «Они стояли насмерть» и «Севастопольские дни» П. И. Мусьякова, «На фарватерах Севастополя» и «Наше море» В. Г. Дубровского и другие; та же тема и в таких художественных произведениях, как «Севастопольские ночи» Б. П. Азбукина, «Уходим в море» А. 8. Баковикова, «Севастопольский камень» Л. В. Соловьева, «Щит Севастополя» и «Севастопольская хроника» П. А. Сажина...
         Большая литература существует о партизанской и подпольной борьбе в Крыму в годы Великой Отечественной войны. Назовем некоторые документально-художественные произведения самих участников событий: «В крымском подполье» И. А Козлова, «В горах Таврии» И. В. Вергасова, «Побратимы» Н. Д. Лугового, «Дневник партизана» И. Г. Генова, «Партизаны Таврии» П. В. Макарова, «Пламя над Крымом» М. А. Македонского, «Дорога к подполью» Е. П. Мельник, «Так сражалась Керчь» Н. А. Сироты, «Партизаны» С. И. Становского, «Партизанскими тропами» Е. П. Степанова, «Второе дыхание» и «Особое задание» Г. Л. Северского...
         Добрую память о себе оставил в Крыму П. А. Павленко, который осенью 1945 г. поселился в Ялте. Писатель становится активным участником общественной и литературной жизни области. По его инициативе в Алуште, там, где жил С. Н. Сергеев-Ценский, 7 июня 1946 г. была проведена учредительная конференция, положившая начало послевоенной крымской писательской организации. С 1948 г. под его редакцией стал выходить альманах «Крым». Его роман «Счастье» о послевоенной созидательной работе на Южном берегу, о возрождении колхозов и совхозов дал толчок «воропаевскому движению» офицеров в отставке, пожелавших активно включиться в мирное социалистическое строительство. Крыму посвящены повесть «Степное солнце», публицистический очерк «Крым, которого еще не было» — о Северо-Крымском канале.
         Проектированию и началу строительства канала отведено немало страниц в романе О. Т. Гончара «Тронка», действие которого происходит в одном из степных овцеводческих совхозов, в рассказе «Панорамная земля». Два других его романа — «Таврия» и «Перекоп» — воссоздают широкую панораму народной жизни в предреволюционное время и в годы гражданской войны.
         Крымская земля вдохновляла и вдохновляет многих писателей. Более двенадцати лет прожил в Старом Крыму поэт Г. Н. Пет-ников — автор лирических стихов о нашем крае. Последние годы жизни провел в Ялте Н. 3. Бирюков — автор известного романа «Чайка». Ныне в его доме литературно-мемориальный музей. С Крымом связаны творческие биографии таких советских писателей и поэтов, как С. Я. Маршак и С. В. Смирнов, В. А. Рождественский и М. Ф. Рыльский, Г. И. Серебрякова и Л. В. Никулин, В. Б. Азаров и В Н. Сосюра, Н. А. Заболоцкий, М. Л. Нагнибеда, М. А. Дудин, И. И. Гончаренко...
         В послевоенные годы крымское издательство выпустило коллективные сборники «Крым в русской литературе», «Слово про сонячну землю», «Сад над морем», «Вечный огонь», «Волшебный край...», «Легендарный Севастополь», «Ялта, любовь моя». Это лишь малая часть из того, что написано о солнечном полуострове прозаиками и поэтами нашей великой страны. С 1971 г. издается «Библиотека «Таврия», куда вошли лучшие произведения о Крыме Л. Н. Толстого, С. Н. Сергеева-Ценского, М. М. Коцюбинского, А. И. Куприна, А. С. Грина, Б. А. Лавренева, К. А. Тренева, О. Гончара..
         Крымскому литературному краеведению—около ста лет. Первая обобщающая работа «Крым в русской поэзии» Хр. Ящуржинского опубликована в 1885 г. За это время сделано немало, но еще больше предстоит сделать. Изучение жизненных и творческих связей писателей с Крымом ждет энтузиастов, призванных обогатить эту отрасль знаний новыми находками и обобщениями.


Крым в живописи - продолжение на следующей странице

Оглавление

Чтобы ещё раз прочитать навеянные Крымом строки - вернитесь к началу страницы

Вы можете совершенно бесплатно разместить на своём сайте ссылку на эту страницу. Для этого мы рекомендуем использовать следующий код:

Тест скорости Интернет-соединения
загрузка...



Услуги профессиональной видеосъемки в Евпатории: свадьбы, утренники, юбилеи и т.п.
Чтобы узнать как найти «жучок» - посетите форум о технической защите информации, зарегистрируйтесь там и задайте вопрос.
Реальный дополнительный заработок для таксиста в свободное время
Профессиональный видеооператор на свадьбу в Евпатории и по Крыму
Protect monitor camcorder Panasonic AG-AC90
 

Обновлено в 2007г. «ИНТЕРБРОНЬ». Все права защищены.

Если Вы ещё не нашли того, что искали, воспользуйтесь Яндекс-поиском:
Яndex